Чаинка (tchainka) wrote,
Чаинка
tchainka

Песнь о полупустом стакане


Стандартная байка вместо предисловия

Все когда-нибудь случается впервые. Первые шаги, первый раз в первый класс, первая любовь, первый секс, первые заработанные деньги, первый брак, первый ребенок, первый раз за рулем… - ну, вы понимаете. Пять лет назад я впервые приехала в Турцию. Прилетели в силу несчастного стечения обстоятельств довольно поздно, до отеля добрались вообще за полночь, усталые но довольные как самые распоследние собаки. Утром выползаю из номера, обнаруживаю на первом этаже шведский стол, накидываю себе на тарелку что под руку попало, сажусь у окна и принимаюсь любоваться окружающей действительностью. Солнышко светит. Цветочки разнообразные с балконов свисают. Скатерти уютные такие, желтенькие. Вежливые мальчики снуют вокруг, вилочки-ножички раскладывают, подносы с закусью мечут туда-сюда, молоко подливают в автомат. В общем, люблю смотреть, как люди работают радуюсь жизни, предвкушаю десять дней праздности и раздолбайства. Никогда в жизни такого со мной не случалось – чтобы в отпуске ни тебе готовить, ни посуду мыть, ни убираться, и при этом – внимание! – никто не ноет вокруг, не пилит, над душой не стоит, не напивается как зюзя и в море утонуть не норовит.

И вот в разгар веселья (я только-только первую тарелку кукурузных хлопьев с молоком прикончила) подсаживается ко мне за столик дама. Вся из себя бледная, чтобы не сказать синенькая. И томным таким, страдательным голосом интересуется:

- Вам этот отель нравится?
- Нравится, - докладываю жизнерадостно. А чего ж не нравиться-то. Номер одноместный, чисто, спокойно, горячую воду в кране никто не выпил, хавка съедобная, до пляжа идти пять минут, и вообще смотри первый абзац отпуск же! Свобода! Море, блин, Средиземное, я ж его еще и не видела...

Дама поджимает губы и отвечает со скорбной категоричностью:

- А мне – нет. Безобразие. Окна выходят в какой-то мерзкий переулок. В ванной плитка треснута. Кондиционер шумит, буквально спать невозможно.

Интересно, думаю, а у меня в номере тоже плитка в ванной треснута? И как там с кондиционером? Вроде не душно, значит - работает, а вот шумит или нет – не знаю. Тем более ночью. Я, видите ли, ночью сплю вне зависимости от условий среды. Мне любые посторонние шумы пофиг абсолютно, о бессоннице я только в книжках и читала. На всякий случай киваю сочувственно и интересуюсь в порядке светской беседы:

- А вы давно приехали?
- Три дня назад.

Вопреки всем правилам приличия таращусь на даму во все глаза.

- Как вам удалось уберечься от солнца? - спрашиваю.
- А когда нам ходить загорать?! Мы уже третий отель меняем, на пляже не были пока. И сейчас опять переезжать будем. Это же ужас! Нигде, понимаете, нигде нет нормальных условий! Нас это все доконает. Вон у меня ребенок уже на что похож.

Смотрю на ребенка. М-да. Действительно, жалкое зрелище. Впрочем, если бы меня три дня (из восьми) таскали туда-сюда с чемоданами, я бы выглядела примерно так же. Не лучше ли было, в самом деле, остаться в самом первом отеле и хрен с ним, с кондиционером и треснутой плиткой?

В общем, многострадальная дама с семейством отбыла искать счастья в четвертый отель (надо полагать, не последний), а я осталась. Прекрасно провела время, между прочим, потому что у меня не шумел кондиционер (ну или шумел, но я не слышала). И плитка треснута не была (насколько я помню). И окна выходили не на "балкон с мангалом"©, а на тихую улицу с пальмами.

История эта вовсе не о том, что за все надо платить и, соответственно, нефиг жаловаться на отсутствие мегасервиса и сверхкомфорта, купивши из экономии трехзвездочный тур по системе "Фортуна"*. То есть, конечно, и об этом тоже, но оно сейчас не главное.

Небольшое социологическое исследование вместо собственно сабжа

Перед отъездом в отпуск мы обязательно читаем в интернете отзывы о работе туристических компаний и отелей. Всегда приятно заранее знать, что именно тебя ожидает. На всю базу данных нашего любопытства не хватает, но уж те варианты, которые нам предлагают, проверяем досконально. По результатам долгих и упорных наблюдений за повадками туристического и гостиничного бизнеса было сделано такое наблюдение:

Вне зависимости от класса гостиницы, набора услуг, местоположения и сезона отзывы распределяются в пропорции примерно 2:2:1 по следующим основным категориям:

1. Все классно (варианты комментариев: сервис – зашибись / еды вкусной-разнообразной дофига / номера просторные / море теплое, пляж удобный / анимация веселая).
2. Вполне сносно, но не для нашей возрастной/гендерной/социальной группы (варианты комментариев: не предусмотрены развлечения для детей / кругом одни пенсионеры, некому глазки строить / слишком много гостей из солнечной Швамбрании).
3. Все ужасно (варианты комментариев: сервиса нет как такового / в ресторане мыши дохнут от голода, а которые живые - маршируют по столам / персонал грубит и вымогает чаевые / берег каменистый, а в море плавает всякий мусор / прочие постояльцы уроды).

Исключений (т.е. таких отелей, которыми были бы довольны абсолютно все) мы пока не видели. С откликами типа "рай земной", "потрясающе" и "незабываемо" неминуемо соседствуют оценки "отстой", "испорченный отпуск" и "даром потраченные деньги".

Поначалу отрицательные отзывы меня пугали. Ведь не может быть, думала я, чтобы люди так возмущались на пустом месте. Мне, конечно, не приходилось с этим сталкиваться, но я своими ушами слышала жуткие истории о туристах, которых в аэропорту не встретили, поселили в какой-то дыре вместо заказанного отеля, потеряли на экскурсии и т.д. Раз это в принципе случается, значит, вполне возможно, что предложенный мне отель является средоточием таких ужастиков на тему турбизнеса. Затем я догадалась открыть несколько страничек с отзывами о невероятно прекрасном месте, где мы отдыхали в прошлом году.

Много интересного открылось мне. Так, я узнала, что этот дивный уголок – натуральный сумасшедший дом, оплот лени и наплевательства. Что, оказывается, кормили там попкорном и зеленым горошком под майонезом. Что кровати там по размеру напоминают раскладушку. Что персонал обращался с туристами крайне невежливо и вообще изо всех сил стремился испортить и так уже печальное впечатление об отеле. Что от гальки на пляже грубеет кожа пяток и приходится через день бегать на педикюр. Что анимация там примитивная, а может быть, даже пошлая. Что плитка, которой вымощены дорожки, опасна для жизни, ибо по ней - когда она мокрая - очень трудно гулять на каблуках. В общем, страшное место, сплошная потеря денег, аппетита и веры в человечество.

Особенно же меня впечатлило то, что пострадавшие отдыхали в этом отеле одновременно с нами. То есть мы с ними, вполне вероятно, сидели в ресторане за соседними столиками. Или жили в соседних номерах и мучились бессонницей на одинаковых раскладушках. Тут и не поспоришь - не припомню случая, чтобы мы с Филиппычем на этой их кровати в поисках друг друга заплутались, а значит, кровать явно маловата. И про гальку на пляже чистая правда, была она там. Мы-то, правда, на пирс заходили по мосткам, а оттуда сразу ныряли, но если я преступно мало озабочена состоянием своих пяток нам это не мешало, это же не означает, что проблемы не было? И дорожки можно было не такой скользкой плиткой замостить, мы-то каблуков не носим, а другим вдруг захочется? Та же фигня с анимацией. Я в ней вообще не разбираюсь, но, поскольку эмоций она у меня вызывала не больше, чем попса в телевизоре, то, возможно, все было не так ужасно. Насчет персонала - кто его знает, нам-то улыбались и в ресторане все приносили в течение трех секунд, поскольку мы могли по-турецки заказать бокал вина и поблагодарить, но ведь никто же не обязан ради вежливого обращения учить местный язык, правда? Так что все претензии более или менее обоснованные, за исключением разве что зеленого горошка. Интересно, где они его там углядели. Возможно, и была одна такая тарелка, только мы ее не заметили на фоне всеобщего изобилия.

Вот думаю - может, мы с ними отдыхали в разных отелях? А может, просто видим одно и то же по-разному?

Небольшой глоссарий вместо заключения

Поймите меня правильно – я не отрицаю существования недобросовестных туроператоров. Я лично знаю людей, которым довелось столкнуться с отсутствием мест в отеле, в ресторане и на пляже. Я прекрасно понимаю, что иногда приходится всерьез и по делу жаловаться горничной на состояние кондиционера, сотруднику ресепшн на горничную и гиду – на всех сразу. Но у меня создалось впечатление, что за возмущенными отзывами во многих случаях кроется что-то другое и понимать их следует, мягко говоря, не совсем буквально. Вот что могут, например, означать такие стандартные жалобы:

"Плохо кормят" – выбор из десятка мясных и рыбных блюд, двадцати гарниров, тридцати салатов и пятидесяти десертов, не считая фруктов, соусов и напитков, представляется мне недостаточным. И вообще моя бабушка рыбу жарила не так.
"Ужасный сервис" – мне пришлось трижды наорать на эту идиотку на неизвестном ей русском языке, и все равно она не сделала того, что мне требовалось.
"Слабая анимация" – на дискотеке включают не ту музыку, к которой я привык дома. И вообще – уплочено же, какого черта я тут должен сам себя развлекать?!
"Нет свободных шезлонгов"так же, как и я, туристы из солнечной Швамбрании занимают все шезлонги еще до завтрака на целый день, причем как на пляже, так и у бассейна, даже если не собираются сегодня загорать.
"Вода в море грязная" – подлые швамбранцы берут с меня пример и бросают в море огрызки от яблок, упаковки от чипсов, а также презервативы от беременности и прочих заболеваний.
"Персонал ведет себя по-хамски" – официант принес заказанное пиво только через три минуты и даже не подумал извиниться.
"Это не номер, а какая-то каморка для Золушки" – ну да, мы поселились в стандартной "двушке" вчетвером. Так дешевле. Кто мог заранее предугадать, что нам окажется тесно на 25 квадратных метрах?!

Это я опять-таки не к тому, что у нас тут тоже не все шоколадно. Нам как раз очень даже хорошо. Хотя и не без накладок. Например, местный дохлый интернет категорически не пускает нас в ЖЖ. То есть посты ставить дает, а френд-ленту читать, вновь прибывшие журналы смотреть и даже собственную мою родную страничку "с русского на понятный" – хрен там. Вернетесь, говорит, в Россию, тогда и читайте что хотите, а здесь вам не тут. Так что вы думаете – я буду по этому поводу на туристических сайтах возмущаться? Нафиг-нафиг. Лучше лишний раз в море искупаюсь. А френд-ленту, ладно уж, прочитаю дома. И на комменты отвечу обязательно.
____________________________________

* Для тех, кто не знает, что это такое, поясняю – это что-то вроде русской рулетки лотереи. Покупаешь тур на сколько-тебе-надо дней в гостиницу определенного класса, а в какой именно отель тебя повезут, узнаешь в лучшем случае за день до вылета, а то уже и на месте. Говорят, очень эффективная система реализации супергорящих (т.е. которые вообще уже синим огнем) путевок. Для непритязательных клиентов с крепкими нервами вполне нормальный вариант. В списке достоинств упомянутой дамы непритязательность и крепкие нервы явно значились не на первом месте.
Tags: буквы россыпью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments