Чаинка (tchainka) wrote,
Чаинка
tchainka

Category:

Запертая дверь

Вспомнилось и рассказалось во время последней жж-тусовки во "Фламбэ". Заранее прошу прощения у тех, кто уже слышал эту историю.

Совершенной системы оценивания знаний студентов не существует. Взять, к примеру, нашу пятибалльную шкалу (кстати, почему она пятибалльная – оценок-то всего четыре?). Иногда замучаешься решать - ставить четыре или пять, например. Сильно не хватает промежуточных баллов. А в строительном институте и не надо меня поправлять, что он, мол, университетом называется, не надо! ишь, развели двадцать штук университетов в одном городе оценки ставятся с точностью до десятых, и тоже призадумаешься – чем, к примеру, 3.7 отличаются от 3.8. И нужно ли их вообще различать. А уж что в ННГУ творится, вообще сказать страшно. Ввели, помимо "отлично", еще "очень хорошо" и "превосходно". Эквиваленты пятерки с минусом и пятерки с плюсом. Как будто там толпами ходят отличники, и надо их хоть как-то рассортировать на предмет получения стипендии разной степени повышенности. Щазз, как же. Таких студентов понабрали, что впору расширять шкалу как раз с противоположной стороны дополнительными формулировками типа "посредственно", "еле сдал", "плохо", "безобразно", "глаза-бы-мои-на-вас-не-глядели" и "блин-пойду-убью-себя-ап-стену-когда-наконец-отчислят-этого-кретина".

Об этом примерно я и думала, когда весной 2001 года принимала зачет по английскому у студентов-архитекторов. Конец мая. Тепло, солнышко светит, травка зеленеет, птички поют, то-се... А мы тут сидим, Past Indefinite от Present Continuous отличить не можем. Слова "типа" и "конкретно" (неопределенный и определенный артикли соответственно) вообще как попало употребляем. Ну что ей ставить, бедняжке? Тройку однозначно. Вроде все понимает, но на вопросы реагирует не вполне адекватно, и ошибок море. Ладно, я сегодня добрая, три целых три десятых, давайте сюда зачетку. И тут девушка начинает ныть и канючить. Ой, ну пожааааалуйста. Тройку никак нельзя, надо хотя бы три с половиной, это формально уже четверка, а с четверкой ее переведут с платного отделения на бесплатное. ОК, ситуацию понимаю, но нытья не люблю за красивые глаза оценку не поставлю, начинаю задавать дополнительные вопросы. От этого становится только хуже, уже впору 2.7 ставить или даже 2.6, что на мой взгляд однохренственно. Нет, говорю, ничего не выйдет, получите обещанные незаслуженные вами 3.3 и идите с миром. Не хочет. Плачет, просит, умоляет. Клянется постфактум все выучить ага, а я поверила, как же.

И вот ведь какая фигня получается. Поднять оценку с трех до четырех не каждый будет упрашивать: все же один балл при пятибалльной шкале – это много, совесть иметь надо. А ноль целых две десятых из слабонервного усталого преподавателя выбивать вроде и не стыдно. Преподавателю и самому неловко. Подумаешь, делов-то, сделка с совестью. Поставь и забудь, тем более что тебе не до этого, тебе вообще ни до чего, потому что через неделю надо ехать в МГУ покушаться на кандидатскую степень, а это, несмотря на успешную предзащиту и благоприятные отзывы, все равно страшно, и еще осталась куча мелких формальностей, до студентов ли тут, спрашивается, до принципов ли.

Однако спор зашел уже так далеко, что пойти на уступки, не потеряв лица, становится невозможно. Ну не могу я ей а на самом деле самой себе показать, что мною можно манипулировать с помощью банального нытья. И я, чтобы хоть как-то выйти из положения, досадуя на идиотскую свою упертость, предлагаю девушке прийти на следующий день с другой группой. Не хочется еще раз слушать весь этот бред, ну да ладно, поставлю ей завтра что ей там надо, вроде и принципы не пострадают да хрен с ними, с принципами, и авось она сегодня вечером хоть что-то выучит фигня, не выучит ничего, и ты это прекрасно знаешь.

Договорившись, движемся мы на выход, а выхода-то и нет – на дверь снаружи навешен замок. Обычный висячий замок, причем, надо полагать, он даже не заперт (ключ у меня остался), а просто вдет в проушины на обеих створках, но от этого не легче – выйти нельзя. И объясняется ситуация вполне просто. Аудитория состоит из двух смежных комнат. В передней никого не было, а в задней мы со студентами сидели. Прошла уборщица, заглянула мельком, нас не заметила, замок взяла со стола и для порядка повесила на дверь. И ушла. А мы тут ночуй теперь. Влипли. Вот до чего доводит принципиальность преподавателя в сочетании с нерадивостью студента.

Постучали мы немножко в закрытую дверь – авось снаружи кто услышит. Фиг-то – пока мы с несчастной троечницей препирались, все разошлись по домам, времени восьмой час. И тут я вдруг понимаю, что все это происходит не просто так. Ситуация-то учебная. Она мне дает возможность, во-первых, вывести для себя мораль насчет принципов и больше этим делом не увлекаться, а во-вторых – красиво выйти из положения, в которое я сама же себя и загнала. Говорю девушке:

- Значит, так, Марина. Если мы выйдем отсюда через десять минут – поставлю вам три с половиной. Если нет – получите три целых три десятых, и чтоб никаких претензий.

И на часы посмотрела выразительно.

Бросилась девушка на дверь, как Матросов на амбразуру, да что толку. Полюбовавшись минуты две ее стараниями, я объявила, что мы все делаем не так, и открыла окно.

- Ой. Пятый этаж, - пискнула Марина, переменившись в лице. Не знаю то есть догадываюсь, конечно, что она там подумала. На самом деле все очевидно. Окно выходит на парадный подъезд. Оттуда вполне может кто-нибудь выйти. Его надо окликнуть и попросить сбегать к вахтеру, который откроет дверь. Это и произошло примерно на восьмой минуте. За тридцать секунд до намеченного мной крайнего срока нарисовала я Марине в зачетке три рубля пятьдесят копеек 3.5 и велела назавтра купить местной уборщице коробку конфет. Марина радостно пообещала. Она бы в этот момент пообещала все, что угодно. И тут я ее понимаю.

И ведь наверняка не купила. А я не проверила. Так далеко мои принципы не простираются.
Tags: восемь прошлых жизней, училка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments